Что такое реле давления и как его настройки связаны с настройкой Гидроаккумулятора

Что такое реле давления и как его настройки связаны с настройкой Гидроаккумулятора

Реле давления - элемент управляющей работой насоса в системах с гидропневматической автоматикой. Это могут быть готовы автоматические станции или отдельно установлен блок, например для скважинного насоса.

Реле давления имеет несколько характеристик:

  • Давление включения (Pвкл) - это то давление (бар) при котором происходит включение насосной станции путем замыкания контактов в реле давления. Иногда давление включения еще называют "нижним" давлением.
  • Давление выключения (Pвыкл) - это давление (бар) при котором происходит выключение насосной станции путем размыкания контактов в реле давления. Иногда давление исключения еще называют «верхним» давлением.
  • Перепад давления (ΔP) - абсолютная разница между давлением исключения и давлением включения (бар).
  • Максимальное давление выключения - это максимальный давление (бар) при котором возможно отключение насосной станции.

Любое реле давления имеет заводские установки и, как правило, они таковы:

  • Давление включения: 1.5 - 1.8 бар
  • Давление выключения: 2.5 - 3 бар
  • Максимальное давление выключения : 5 бар

Итак, как все это работает:
Предположим, насосная станция подключена, и вся система заполнена водой. После открытия любого крана (душ, мойка и т.д.), и начала водоразбора, давление в системе начнет плавно (благодаря мембранному гидробаку) падать, легко отследить по манометру. Все это время вода поступает потребителю с гидробака. При достижении "нижнего" давления включения (его можно отследить по манометру в момент включения насоса) контакты внутри реле давления замкнутся и насос запустится. Все остальное время водоразбора насос продолжает работать, подавая воду непосредственно потребителю. После завершения водоразбора (все краны закрыты), насос все еще продолжает работать, только теперь вода подается не потребителю, а закачивается в гидробак (так как больше некуда деваться) и давление плавно растет. При достижении давления выключения (можно легко отследить по манометру в момент остановки насоса) контакты внутри реле давления размыкаются и насос останавливается. При следующем водоразборе цикл повторяется. Все достаточно просто.
Но что делать если заводские установки реле давления не слишком комфортные? Например, на верхних этажах давление падает очень заметно, или система очистки воды требует на входе не менее 2.5 бар, в то время как насос включается только при 1.5 - 1.8 бар.

Настроить реле давления можно и самостоятельно:
Записываем по манометру давление включения и выключения при работающем насосе. Отключаем насос от сети и снимаем верхнюю крышку реле давления (как правило, отвернув один винт). Вы увидите два винта, один больше, находится в верхней части реле, а второй, чуть меньшего размера, находится под ним. Верхний винт отвечает за давление включения и обычно рядом с ним находится буква "P" и стрелка со знаками "+" и "-". Затем вращаем винт в нужном направлении (если давление включения необходимо поднять то вращаем в направлении знака «+», если опустить то в направлении знака «-»). Сколько нужно вращать? Сделайте оборот (пол оборота, полтора - сколько хотите). После этого запускаем насос и смотрим, при каком давлении он включится сейчас. Запоминаем, выключаем питания насоса, и вращаем винт дальше, снова запускаем насос и записываем новое значение, таким образом приближаясь до нужного значения.
Нижний винт отвечает за разницу между давлением выключения и давлением включения. Как правило рядом написано "ΔP" и находится стрелка со знаками "+" и "-". Настройка разницы давления аналогична настройке давления включения. Остается только один вопрос, какой она должна быть? Разница между давлением включения и выключения обычно составляет 1.0 - 1.5 бар. Причем чем выше давление выключения, тем больше может быть эта разница. Например, при заводских установках Pвкл = 1.6 бар, Pвыкл = 2.6 бар разница составляет 1 бар, это как раз стандартное значение. Если мы хотим изменить заводские установки и поднять Рвыкл до 4 бар, то разницу можно сделать в 1.5 бар, то есть Pвкл нужно установить на уровне 2.5 бар. Надо понимать, что чем больше эта разница, тем выше перепад давления в системе, не всегда комфортно. Но в то же время, реже будет включаться насос, и больше воды поступит из гидробака до момента включения насоса.
Это справедливо только в том случае, когда насос может обеспечить необходимое давление (смотрите характеристику насоса). То есть если насос может выдать по паспорту только 3.5 бар (с учетом всех видов потерь), то настройки реле давления на выключение 4 бар ничего не даст. Насос просто не сможет обеспечить необходимое давление и в данном случае будет работать без перерыва. И если нужно все-таки именно 4 бар, то придется менять насос на более мощный.
Также возможен вариант установки электронного реле давления, которое самостоятельно отключит насос после завершения пртоку в системе, или на котором можно выставить необходимый вам давление включения/выключения с помощью кнопок. Такой вариант более легкий в настройке чем механические реле, но стоимость электронных реле давления больше от обычных механических.

И последнее, каким же все-таки должно быть давление воздуха в воздушной полости гидробака (гидроаккумулятора)?
Очень многие не задумываются, или же просто не знают, что нужно следить еще и за этим. К сожалению да, нужно, от этого напрямую зависит срок службы мембраны гидробака, а в конечном счете, и насоса.

Итак, что делаем:
Замеряем давление воздуха в воздушной полости гидробака. Делаем это только на отключенном от системы гидробаке! - отключаем насос от сети, открываем любой кран за насосом и ждем пока вода выйдет из гидробака. Или замеряем на установке еще не подключенной к системе водоснабжения. Для этого снимаем декоративный колпачок с воздушного ниппеля гидробака и присоединяем к нему обычный автомобильный манометр (для проверки давления в шинах автомобиля). Запоминаем это давление. (Как правило на небольших гидробаках, емкостью до 50 литров, это давление равно 1,5 бар). Теперь самое главное правило: давление воздуха в гидробаке должно быть меньше, чем давление включения насоса примерно на 10%! То есть если давление включения насоса составляет 1.6 бар, то давление воздуха должно составлять 1.4 - 1.5 бар. В большинстве случаев, это и есть те заводские установки о которых говорилось выше. То есть покупая готовую насосную станцию, Вы уже имеете полностью настроенную систему. Но как только вы внесли изменения в заводские установки реле давления, необходимо всегда менять и давление воздуха в гидробаке. Например, если вы установили Pвкл = 2.5 бар, Pвыкл = 3.5 бар, то необходимо и давление воздуха поднять до значения в 2.2 - 2.3 бар.
Кстати, даже если Вы ничего не меняли в заводских настройках, за давлением воздуха необходимо регулярно следить, хотя бы, контролировать его раз в год в начале дачного сезона. Важно чтобы это давление было постоянным, если он немного снизился, его всегда можно поднять обычным автомобильным насосом до необходимого уровня.
Все эти несложные операции не займут много времени, достаточно уделить им внимание один раз в год, тем более, что все окупится длинной и бесперебойной работой всей системы водоснабжения в целом.